В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: «Тюремный» бомбардировщик
(Михаил Маслов)


Как известно, зимой 1929-30 гг. в ныне
«Тюремный» бомбардировщик
/Чертеж М.Маслова/
легендарном тюремном конструкторском бюро ЦКБ-39 в кратчайшие сроки спроектировали и построили истребитель ВТ-11, ставший прототипом И-5. Руководство ОГПУ посчитало, что удачный опыт необходимо продолжить и весной 1930 г. решило опять-таки ударными темпами создать в недрах своей системы бомбардировщик...

В начале лета 1931 г. ТБ-5 вывезли на аэродром. После проверок и доводок было решено выпустить машину в воздух. 30 июня летчик Бенедикт Бухгольц совершил первый пробный полет в зоне Ходынского аэродрома. Перед полетом высказывались опасения в отношении управляемости такой тяжелой машины, интересовало в частности, как поведет себя стабилирон. Бухгольц после приземления опасения развеял, заявив буквально следующее: "Устойчивость в воздухе хорошая. Легкость управления самолетом невиданная. Очень малы нагрузки на рули"...

Полеты на опытном ТБ-5 продолжались, и в них принял участие известный летчик-испытатель М.М.Громов. На его долю выпал аварийный
«Тюремный» бомбардировщик
/Архив М.Маслова/
случай, произошедший в воздухе в один из майских дней 1932 г. Когда самолет находился на высоте 800 м неожиданно началась сильная тряска. Оказалось, что левый задний двигатель сорвался с моторамы и угрожающе повис, зацепившись за шасси. Механик Васин увидел, что воздушный винт этого "Юпитера" пробил фюзеляж и уперся в макет бомбы. В это время загорелся бензин. Громов немедленно приказал перекрыть питание двигателей и начал планировать с левым скольжением, пытаясь сбить пламя. В конце концов, это удалось, после чего он успешно совершил вынужденную посадку на аэродроме авиазавода N22 в Филях. Уже на земле выяснилось, что в самый драматичный момент, когда пламя приняло угрожающие размеры, находившийся в отсеке за крылом инженер А.В.Чесалов выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился.


Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№1' 2001)

Содержание номера

  • Панорама 1`2001 Включает информацию об аварии Ан-70 в Омске, первом взлете Ан-140 иранской сборки, ходе испытаний американского истребителя Х-32А и индийского истребителя LCA, пресс-конференции заместителя министра обороны Украины по вооружению А.А.Стеценко. 8 фото.
  • Болгарская авиация против советских подводных лодок Статья болгарского автора о практически неизвестной странице Великой Отечественной войны и комментарий к ней украинского историка. 3 фото — Стефан Бошнаков, г.София
  • Легендарный Ту-16 Первая часть статьи из рубрики "Монография". 45 фото, чертежи в масштабе 1:100, окраски 4 самолетов — Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев и Андрей Совенко
  • «Количество, не перешедшее в качество» (Истребители «Мираж» и «Даггер» в Фолклендской войне) Статья об участии в Фолклендской войне аргентинских истребителей "Мираж" и "Даггер". 12 фото, чертежи в масштабе 1:72, окраски 4 летательных аппаратов — Александр Котлобовский
  • «Тюремный» бомбардировщик Статья об одном из первых советских тяжелых бомбардировщиков ТБ-5. 8 фото, чертежи — Михаил Маслов
  • Работая в современных условиях. (Материал о сегодняшнем дне ГПМОУ «Украинская авиационная транспортная компания» и страховой компании «Надра». 2 фото).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев