В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: Легендарный Ту-16
(Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев и Андрей Совенко)


Дозаправка Ту-16Р со станцией СРС-3 в подкрыльевых контейнерах от Ту-16З
/Фото С.Скрынникова/

Летчики, пересев с Ту-4 на Ту-16, настолько уверовали в его мощь и скороподъемность, что стали пренебрегать обходами грозовых туч, а пытались преодолеть их набором высоты. Однако вскоре выяснилось, что такие облака достигают не 9-10 км, как считалось ранее, а 11-12 км. Самое же опасное заключалось в том, что выше них находится область с повышенной на 30-50""о"" температурой. Попав в нее, самолет резко терял тягу двигателей, его скорость снижалась, углы атаки росли, и в итоге Ту-16 мог свалиться в штопор. Так погиб экипаж м-ра Бондаренко из Полтавы и два экипажа 182-го Гв.ТБАП из Моздока. И только в 1959 г. в происшествии, имевшем место с рейсовым Ту-104 в районе Иркутска, экипаж правильно разобрался в ситуации и сумел спасти сорвавшийся в штопор лайнер. Тем самым была разгадана одна из самых опасных загадок Ту-104 и Ту-16.

Ту-16П из 3-й АЭ 184-го Гв.ТБАП ВВС СССР. Прилуки, 1984
/Художник В.В.Мильяченко/

Ту-16 принадлежит слава одного из главных участников советских ядерных испытаний, проводившихся на полигонах N2 под Семипалатинском и N6 на Новой Земле. С самолета прошли проверку все спецбоеприпасы, которые полагались ему по штату, включая ракеты. Интересы обороны страны диктовали высокие темпы работ. Так, за 1957 г. только под Семипалатинском с Ту-16А состоялось не менее 6 сбросов атомных бомб: 8 марта, 22 и 26 августа, 13 и 26 сентября. В следующем году проведено уже 8 ядерных бомбардировок: 4 января, 13, 14, 15 (две), 18, 20 и 22 марта. В 1962 г. произвели больше всего сбросов - 24, из них экипаж А.Г.Шакурова - 13, а Н.Г.Перышкова - 9. Экипажу Ту-16А Ф.Головашко принадлежит честь испытания первой советской термоядерной бомбы РДС-37д. Произошло это 22 ноября 1955 г. под Семипалатинском. Хотя бомба была подорвана в половинном снаряжении (тротиловый эквивалент 1,6 мгт), это был самый мощный ядерный взрыв на полигоне N2. В дальнейшем Ту-16А
Постановщик помех Ту-16П
/Архив М.Ю.Зиновьева/
принимали участие в испытаниях РДС-37д как в частичном исполнении (мощностью 900 кгт), так и в полном (2,9 мгт) на Новой Земле. Кроме того, Ту-16А активно использовались для сброса баллистических макетов перспективных боеприпасов как на этих полигонах, так и на полигонах в Багерово и Ногинске. Последний сброс атомной бомбы в СССР состоялся также с борта Ту-16 в конце 1962 г., перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

По воспоминаниям многих авиаторов, одной из самых сложных видов летной работы на Ту-16 была крыльевая дозаправка. Судите сами. Из законцовки правой консоли самолета-заправщика выпускался 40-метровый шланг с небольшим стабилизирующим парашютиком. Под собственным весом шланг значительно опускался. Летчик заправляемого самолета должен был подвести левое крыло своей машины строго на 2 м выше конца шланга. Основная трудность состояла в том, что пилот не видел ни крыла, ни шланга, а пилотировал по командам командира огневых установок, сидящего в хвосте. На скорости
Ту-16К-26
/Чертеж О.А.Подкладова/
600-800 км/ч самолеты должны были сблизиться до расстояния 6-8 м между крыльями, причем заправляемый бомбардировщик должен был отставать на 15 м. Во время сцепки следовало выдерживать скорость сближения не более чем полметра в секунду, иначе шланг либо обрывался, либо захлестывал элерон заправляемого самолета петлей. Такие случаи, как и попадание крылом в реактивную струю танкера, часто заканчивались трагически. Только в двух полках - 184-м и 226-м с 1958 по 1964 годы разбились 15 экипажей! Причем гибли профессионалы с большой буквы, ведь к шестидесятым годам командирами Ту-16 были только летчики 1-го класса. Ветераны считают, что по уровню потерь, а также по физическому и эмоциональному напряжению летного состава период освоения дозаправки можно сравнить только с войной.

Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№1' 2001)

Содержание номера

  • Панорама 1`2001 Включает информацию об аварии Ан-70 в Омске, первом взлете Ан-140 иранской сборки, ходе испытаний американского истребителя Х-32А и индийского истребителя LCA, пресс-конференции заместителя министра обороны Украины по вооружению А.А.Стеценко. 8 фото.
  • Болгарская авиация против советских подводных лодок Статья болгарского автора о практически неизвестной странице Великой Отечественной войны и комментарий к ней украинского историка. 3 фото — Стефан Бошнаков, г.София
  • Легендарный Ту-16 Первая часть статьи из рубрики "Монография". 45 фото, чертежи в масштабе 1:100, окраски 4 самолетов — Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев и Андрей Совенко
  • «Количество, не перешедшее в качество» (Истребители «Мираж» и «Даггер» в Фолклендской войне) Статья об участии в Фолклендской войне аргентинских истребителей "Мираж" и "Даггер". 12 фото, чертежи в масштабе 1:72, окраски 4 летательных аппаратов — Александр Котлобовский
  • «Тюремный» бомбардировщик Статья об одном из первых советских тяжелых бомбардировщиков ТБ-5. 8 фото, чертежи — Михаил Маслов
  • Работая в современных условиях. (Материал о сегодняшнем дне ГПМОУ «Украинская авиационная транспортная компания» и страховой компании «Надра». 2 фото).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев