В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: Побитые.(Штурмовики IA-58A Pucara в Фолклендской войне)
(Александр Котлобовский и Алексей Заболотный)


IA-58A Pucara теньенте Хименеса из G3A, сбившего 28 мая британский Scout AH-1
/Художник А.Ф.Игнатий/

21 мая, когда британцы высадились у Сан-Карлоса, боеготовыми оказались всего шесть IA-58, но и они не все смогли отправиться на задание. Первым увидел корабли противника к-н Хорхе Бенитес и немедленно направил свой штурмовик в сторону плацдарма. Ему не повезло: курс машины пролегал над расположением группы командос 22-го полка SAS, имевшей на вооружении несколько ПЗРК. Один из британцев произвел пуск "Стингера" (первое применение в боевой обстановке этого комплекса, печально известного нам по Афганистану) и сбил "Пукару". Летчик спасся. Команданте Карлос Томба также быстро вышел на неприятельские корабли, однако над холмом Дроун-Хилл его борт A-511 был перехвачен "Си Харриером", который "завалил" штурмовик огнем пушек. Томба удачно катапультировался.

Нескольким машинам из эскадрильи G3A все же удалось атаковать корабли, но низколетящие "Пукары" натолкнулись на сильнейшее противодействие. По ним стреляло все: от 114-мм пушек эсминцев и фрегатов до пулеметов и винтовок морских пехотинцев. Поэтому никакого успеха этот налет не имел, хотя аргентинцы выпустили не только НАРы, но умудрились использовать весь арсенал бортового стрелково-пушечного вооружения. Больше в тот день эскадрилья команданте Наварро не летала, а затем в ее боевой деятельности вообще наступил недельный

/Чертёж С.Л.Полетаева/
перерыв, за время которого удалось отремонтировать несколько штурмовиков.

Оставшиеся на материке летчики G4A также не сидели, сложа руки. Они занимались патрулированием вод у берегов Аргентины. И здесь не обошлось без потерь. 24 мая борт А-540 потерпел над морем катастрофу, в которой погиб пилотировавший его теньенте Валько.

На островах большая работа вновь наступила 28 мая, когда англичане атаковали аргентинские позиции в район поселков Дарвин и Гуз-Грин. "Пукары" в то время уже не базировались на местном аэродроме, перелетев накануне в Порт-Стэнли. Британцы начали штурм на рассвете. В 9.00 генерал Менендес приказал аргентинской авиации поддержать свои наземные части. Вскоре над порядками неприятеля появились самолеты, в т.ч. три IA-58, которые сбросили напалмовые баки по позициям трех 105-мм гаубиц 8-й батареи 29-го артполка командос. Англичане потерь не понесли. Затем еще одна пара штурмовиков нанесла удар по роте "D" 2-го парашютно-десантного батальона. Результат оказался аналогичен предыдущему. После этих налетов британцы заявили, что сбили с помощью ЗУР "Блоупайп" три IA-58 . Однако на самом деле аргентинцам удалось избежать потерь. Например, одна ракета, шедшая за штурмовиком, в последний момент перенацелилась на пущенные НАРы, устремилась за ними и взорвалась в 20 м впереди "Пукары". Взрывной волной самолет едва не бросило в сваливание, но летчик справился с управлением и успешно вернулся на базу. В другом случае пилот вовремя заметил несущийся к его штурмовику "Блоупайп" и заложил резкий вираж. Неконтактный взрыватель ракеты сработал в относительной близости от самолета, и несколько осколков в него попало, однако это не помешало летчику выполнить задачу и вернуться домой.

В тот же день аргентинцы одержали единственную воздушную победу. Около 11.00 над полем боя появилась пара IA-58 теньенте Хименеса и Семаро, которые атаковали два вертолета Scout AH.1 из 3-й бригады Королевской морской пехоты, направлявшиеся на передний край для эвакуации раненых. Хименес сбил вражескую "вертушку", а Семаро, в лучшем случае, свою цель повредил (хотя аргентинцы были уверены, что расправились с обоими "Скаутами"). Затем летчики попали в надвинувшийся туман и потеряли друг друга. Для Хименеса ухудшение видимости имело роковые последствия. Он утратил ориентировку и на полном ходу врезался в гору Блю-Маунтинз. Лишь в сентябре 1986 г. были найдены останки летчика и обломки его машины (A-537).


Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№3' 2001)

Содержание номера

  • Панорама 3`2001 Включает информацию о первом взлете Ан-74ТК-300, открытии новой ВПП в киевском аэропорту Борисполь, международной конференции «Грузовая авиация СНГ - что впереди?», ходе программы нового американского ВКС Х-37 и ряд других сообщений. 9 фото.
  • Гражданская авиация на рубеже столетий. Часть 1 - Магистральные самолеты Начало цикла аналитических статей о современных гражданских самолетах и ближайших перспективах их развития. 9 фото — Виктор Беляев
  • Звезда полковника Бидзинашвили Статья, посвященная жизни, участию в войнах с Финляндией и фашистской Германией и трагической гибели советского летчика морской авиации Ш.А.Бидзинашвили. 7 фото — Сергей Вахрушев
  • Корабль по небу плывет Статья о АНТ-27, серийной летающей лодке Туполева, созданной в середине 1930-х гг. (12 фото, чертежи в масштабе 1:100) — Владимир Котельников и Владимир Ригмант
  • Первый реактивный "МиГ" Статья из рубрики «Монография», посвященная истребителю И-250. 22 фото, чертежи в масштабе 1:72, компоновка в масштабе 1:48 — Евгений Арсеньев
  • Побитые.(Штурмовики IA-58A Pucara в Фолклендской войне) Статья об участии в Фолклендской войне аргентинских штурмовиков IA-58A Pucara. 6 фото, чертежи в масштабе 1:72, окраски 5 летательных аппаратов — Александр Котлобовский и Алексей Заболотный
  • Окончание интервью с летчиком-космонавтом А.А.Волковым.(1 фото).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев