В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: Звезда полковника Бидзинашвили
(Сергей Вахрушев)



/архив ИАПО/

После окончания Финской войны мирная передышка длилась недолго. 1-й МТАП и его командир подп-к Бидзинашвили стали особыми заложниками зловещей политической игры, которую Сталин начал своим "освободительным походом в Прибалтику". Одной из первых целей была Эстония. Ее "освобождение" предполагалось начать с "визита" подлодки Щ-301 в базу эстонского ВМФ бухту Локса, куда иностранным кораблям вход запрещался. Предполагалось, что появление Щ-301 в Локсе

спровоцирует эстонцев на открытие по ней огня, что и являлось главной задачей. Если бы это произошло, самолетам 1-го МТАП предстояло нанести бомбовый удар по эстонским кораблям в базе, и "одновременно главные силы Балтийского флота должны были войти в северную часть Локсы и быть готовыми принять участие в бою. В случае открытия огня эстонцами, Щ-301 должна была немедленно уходить..., предоставив "решать" вопрос главным силам флота и авиации".

Эстонцы разгадали советский план и на провокацию не поддались. Но полк Бидзинашвили без работы не остался. 13 июня 1940 г. "игры закончились" - в 1-й МТАП был доставлен приказ о начале морской и воздушной блокады Эстонии. "Приказ содержал указания проверять все суда, покидающие Эстонию, а также всех пассажиров и весь груз на их борту. Предполагалось, что эстонское правительство будет пытаться покинуть страну и, возможно, будет находиться на каком-либо судне. В случае если какое-либо судно не остановится или попытается оказать сопротивление,

/архив С.Г.Вахрушева/
разрешалось открывать по нему огонь. Национальная принадлежность не имела значения. То же самое относилось и к самолетам". Бидзинашвили не очень понимал, как можно остановить и досмотреть в воздухе подозрительный самолет, но приказ нужно было выполнять, и он организовал патрулирование летающими лодками МБР-2, способными длительное время находиться в воздухе.

Гидросамолеты должны были действовать парами, что давало возможность перехватывать не только воздушные цели, но и надводные. При обнаружении таковой одному МБР предстояло приводниться, и его экипаж под прикрытием кружащего напарника мог досмотреть судно. 14 июня 1940 г. пара МБР-2 патрулировала над Финским заливом. В районе острова Кери (Кокшер) они перехватили пассажирский "Юнкерс-52". Советские летчики некоторое время сопровождали его и прекрасно видели гражданский регистрационный номер OH-ALL финской авиакомпании "Аэро" и собственное имя "Калева" (персонаж финского народного эпоса). Самолет летел в нейтральных водах, приближаясь к побережью Финляндии, и принудить его к посадке для досмотра на "ближайшем советском аэродроме" было более чем проблематично. Подчиненные Бидзинашвили раздумывали не очень долго (ведь война с Финляндией "победоносно" завершилась всего три месяца назад) - "Калева" был хладнокровно расстрелян. Позднее в советской мемуарной литературе появились рассказы о том, как "сталинских соколов" взбесили "ухмыляющиеся фашистские физиономии" и неприличные жесты в их сторону.

Уничтожение нейтрального самолета с дипкурьерами - международный скандал! ...И Политуправление Балтфлота оперативно "назначило виноватого": "... командир полка не способен

контролировать подчиненных должным образом. Бидзинашвили в прошлом году получил строгий выговор за партийную невоздержанность - был не согласен с мнением парткомиссии в кадровых вопросах, сильно разгорячился и выложил свой партбилет... Оказался прав, поэтому взыскание недавно снято. Однако все же следует подумать о его замене более сознательным и перспективным командиром...". В октябре 1940 г. приказом Наркома Военно-Морского Флота п-к Бидзинашвили был уволен в запас по статье 43.


Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№3' 2001)

Содержание номера

  • Панорама 3`2001 Включает информацию о первом взлете Ан-74ТК-300, открытии новой ВПП в киевском аэропорту Борисполь, международной конференции «Грузовая авиация СНГ - что впереди?», ходе программы нового американского ВКС Х-37 и ряд других сообщений. 9 фото.
  • Гражданская авиация на рубеже столетий. Часть 1 - Магистральные самолеты Начало цикла аналитических статей о современных гражданских самолетах и ближайших перспективах их развития. 9 фото — Виктор Беляев
  • Звезда полковника Бидзинашвили Статья, посвященная жизни, участию в войнах с Финляндией и фашистской Германией и трагической гибели советского летчика морской авиации Ш.А.Бидзинашвили. 7 фото — Сергей Вахрушев
  • Корабль по небу плывет Статья о АНТ-27, серийной летающей лодке Туполева, созданной в середине 1930-х гг. (12 фото, чертежи в масштабе 1:100) — Владимир Котельников и Владимир Ригмант
  • Первый реактивный "МиГ" Статья из рубрики «Монография», посвященная истребителю И-250. 22 фото, чертежи в масштабе 1:72, компоновка в масштабе 1:48 — Евгений Арсеньев
  • Побитые.(Штурмовики IA-58A Pucara в Фолклендской войне) Статья об участии в Фолклендской войне аргентинских штурмовиков IA-58A Pucara. 6 фото, чертежи в масштабе 1:72, окраски 5 летательных аппаратов — Александр Котлобовский и Алексей Заболотный
  • Окончание интервью с летчиком-космонавтом А.А.Волковым.(1 фото).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев