В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: Реактивный корабль
(Александр Заблотский, Андрей Сальников, Сергей Емеьянов)


В мае 1947 г. ОКБ Г.М.Бериева начало в инициативном порядке разработку своей
Серийный Бе-10 на заводской гидробазе в Таганроге
/ТАНТК им. Г.М.Бериева/
первой реактивной лодки - морского разведчика Р-1 с двумя двигателями ВК-1 (фирменное обозначение "изделие Р"). В ноябре 1951 г. завершилась постройка опытного экземпляра, и заводской летчик-испытатель И.М.Сухомлин стал проводить на нем первые пробежки. Сначала ничто не предвещало неприятностей. Обычно самолет выпускали в первый полет после пробежек, выполненных на скоростях до 70% от взлетной. В этом диапазоне Р-1 вел себя нормально, но когда решили достигнуть 80% взлетной скорости (свыше 165 км/ч), возникли продольные колебания такой силы, что машину стало выбрасывать из воды. Один раз она даже чуть не встала на хвост, и только мгновенная реакция летчика предотвратила катастрофу.

Справиться с возникшей проблемой попытались традиционными способами - изменяя балансировку руля высоты и угол установки стабилизатора, но положительных результатов это не принесло. При детальном разборе стало ясно, что бериевцы столкнулись с совершенно новым явлением, позже получившим название "гидродинамический барьер неустойчивости". Потребовались кропотливые исследования, проведенные совместно с ЦАГИ, прежде чем удалось найти причины такого поведения самолета и выработать меры по их устранению. 29 мая 1952 г. доработанный Р-1 смог устойчиво глиссировать на скорости 196 км/ч, и на следующий день Сухомлин поднял в воздух
Бе-10
/IWM/
первый отечественный реактивный гидросамолет. В результате длительных доводок Р-1 стал летать вполне успешно, однако пока их проводили, эта летающая лодка успела устареть морально, и в серийное производство запускать ее смысла не было. Второй вариант машины - Р-2 вообще не вышел из проектной стадии.

Основного "потребителя" продукции таганрогских самолетостроителей такое положение не устраивало. В сентябре 1953 г. командующий авиацией ВМС Е.Н.Преображенский обратился к министру обороны Н.А.Булганину с предложением о выдаче Г.М.Бериеву задания на проектирование нового гидросамолета с двумя турбореактивными двигателями. Своего главного авиатора поддержал главком флота Н.Г.Кузнецов. Уже 8 октября вышло Постановление совмина N2622-1105сс о разработке реактивной летающей лодки Бе-10 (изделие "М"), предназначенной для ведения разведки в открытом море, высотного торпедо- и бомбометания по кораблям, постановки мин, нанесения бомбовых ударов по военно-морским базам и береговым сооружениям. Заданием предусматривалось, что машина должна развивать максимальную скорость 950-1000 км/ч, обладать дальностью полета 3000 км, практическим потолком 14000-15000 м, взлетать и садиться на волну высотой 1,5 м при скорости ветра до 20 м/с. Предъявить самолет на Государственные испытания (ГИ) предстояло в ноябре 1955 г. Второй экземпляр предписывалось изготовить в варианте амфибии.


Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№4' 2000)

Содержание номера

  • "Почти камикадзе" (A-4 "Скайхок" в Фолклендской войне) Начало статьи о действиях аргентинских штурмовиков А-4 в Фолклендской войне. 6 фото, окраски 5 самолетов — Александр Котлобовский
  • "Танец в облаках" Статья посвящена Авиа арт-галерее ASAviaЮлия Балалаева
  • "Ястребиное" изобилие для моделистов Рассказ о пластиковых масштабных моделях истребителей Р-36 - Р-40. — Александр Шпигунов
  • "Ястребы" Донована Берлина Окончание, начатой в "АиВ" №3`2000 статьи о семействе американских истребителей фирмы "Кертисс" Р-36 - Р-40. 13 фото, чертежи в масштабе 1:72. Окраски 6 самолетов — Александр Котлобовский
  • Бе-10 в морской авиации Одна из трех статей в рубрике "Монография". Посвящены советской реактивной летающей лодке Бе-10. 47 фото, чертежи в масштабе 1:72 — Анатолий Артемьев
  • Военная авиация в начале XXI века, часть II. Окончание, начатой в "АиВ"№3`2000 статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 17 фото — Владимир Ильин
  • Некоторые подробности испытаний Бе-10 Одна из трех статей в рубрике "Монография". Посвящены советской реактивной летающей лодке Бе-10. 47 фото, чертежи в масштабе 1:72 — Игорь Попов
  • Реактивный корабль Одна из трех статей в рубрике "Монография". Посвящены советской реактивной летающей лодке Бе-10. 47 фото, чертежи в масштабе 1:72 — Александр Заблотский, Андрей Сальников, Сергей Емеьянов
  • Сертификация. Грани понятия. (Интервью заместителя директора Государственного департамента авиационного транспорта Украины Ю.И.Кордянина).
  • Панорама. (Среди других материалов - сообщения о поступлении в коллекцию Полтавского авиамузея стратегического бомбардировщика Ту-95 и возобновлении выпуска Ан-124 на ульяновском ОАО "Авиастар").
  • Авиакомпании Air Urga исполнилось 7 лет. (Интервью Генерального директора Международной авиакомпании "УРГА" Л.И.Шмаевича).
  • Хроника тяжелых летных происшествий (июнь-июль 2000 г. 1 фото).
  • Объединенная система действует и развивается. (Статья, посвященная годовщине создания объединенной гражданско-военной системы организзации воздушного движения Украины ).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев