В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: На южных рубежах "холодной войны"
(Игорь Сеидов)


В 1978 г. 21 июля в 6 ч 21 мин в районе приграничного поселка Багир, недалеко от Ашхабада, наземные посты обнаружили четыре
МиГ-23М из 179-го ГИАП на аэродроме Небит-Даг
/Архив И.Сеидова/
вертолета CH-47C "Чинук" ВВС Ирана, которые углубились в советское воздушное пространство на 15-20 км. В 6.26 цели были обнаружены радиотехническимми средствами авиабазы Ак-Тепе, и прибывший на КП полка заместитель командира части подп-к Ю.А.Милославский, поднял на перехват МиГ-23 под управлением к-на А.В.Демьянова. Тот обнаружил один вертолет, но опознать его не сумел и принял за своего. К тому же, летчик получил с "земли" команду: "Оружие не включать! Близко не подходить!". В ответах Демьянова при радиообмене чувствовалась какая-то неуверенность, и он был возвращен на аэродром.

В 6.52 Милославский поднял второй истребитель, пилотируемый к-ном В.И.Шкиндером. Вскоре летчик доложил, что вертолеты опознаны, после чего получил команду: "Атакуйте!". "Чинуки" шли парами на юго-восток вдоль Каракумского канала, но когда иранцы обнаружили, что их преследует истребитель, они тут же развернулись и стали уходить к горам, в сторону границы. Получив команду на уничтожение цели, Шкиндер выпустил по ближайшему CH-47 две ракеты Р-60. Тут же на КП последовал его доклад: "Первый уничтожил...". Через 8 секунд он уточнил: "Первый упал на землю, горит. Второй уходит к границе. До границы 5 км, постараюсь уничтожить второй вертолет, сейчас доверну." Милославский чувствуя, что пилот вошел в боевой азарт, предупредил его: "Близко не подходи." В ответ последовало взволнованное сообщение: "Второй дымит, полетели куски от него, пошел к границе...". На запрос КП: "Чем работали?", летчик ответил: "Пушкой" (расход снарядов составил 72 штуки). С момента вылета прошло всего 5 мин 26 с.

Первый "Чинук", пораженный двумя ракетами, упал в районе поселка Гяурс и полностью сгорел, а вместе с ним погибли и все 8 человек, находившиеся на борту. Второй CH-47, получив попадания в двигатель, совершил вынужденную посадку в районе Гяурской погранзаставы, и четыре члена его экипажа были задержаны пограничниками. Ведущая пара вертолетов успела уйти. Экипаж подбитого "Чинука" около недели находился в Ашхабаде под арестом, затем его
МиГ-19ПМ капитана В.П.Павловского из 156-го ИАП ПВО.
/Художник В.В.Мильяченко/
перевезли в Москву. Вскоре советская сторона заявила, что "иранские вертолеты заблудились и непреднамеренно нарушили советскую границу", после чего экипаж и останки восьми погибших иранцев вернули Тегерану. Через месяц находившийся в Гяурсе CH-47 был восстановлен советскими специалистами, и иранцы перегнали его на родину. Инцидент был исчерпан. Однако, со слов техников, ремонтировавших этот "Чинук", на подбитом и сбитом вертолетах стояло разведывательное фотооборудование, а на уцелевшей машине были обнаружены несколько отснятых кассет.

Валерий Шкиндер вскоре был переведен на другое место службы. Его представляли к ордену Боевого Красного Знамени, но Кремль ограничился благодарностью, сославшись на "сложную международную обстановку"!. Считается, что к-н Шкиндер провел первый результативный бой на истребителе с вертолетом в истории Советских ВВС и ПВО. Видимо, это первый успешный воздушный бой на самолете с изменяемой стреловидностью крыла в мире вообще. Его схема была размножена и разослана во многие части ПВО для перенятия эффективных тактических приемов при борьбе с малоскоростными высокоманевренными целями.


Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№3' 2000)

Содержание номера

  • Ан-7Х и А400М: соперничество продолжается Размышления о первых итогах европейского конкурс на средний военно-транспортный самолет. Содержит анализ ситуации, сложившейся в европейском тендере на единый транспортный самолет будущего после берлинского авиасалона 2000 года. Рассматриваются различные — Андрей Савенко
  • Африканский «Восход» Статья об ударах британской авиации по французским кораблям после капитуляции Франции в 1940 г. 8 фото, окраски 4 самолетов — Александр Подопригора
  • Верхом на козле Воспоминания военного летчика о трудностях, с которыми столкнулись курсанты Черниговского летного училищ при освоении МиГ-23 ранних модификаций. 5 фото, чертеж МиГ-23УБ — Валерий Золотарев
  • Военная авиация в начале XXI века Начало статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 16 фото, чертеж В-2Начало статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 16 фото, чертеж В-2 — Владимир Ильин
  • Второй среди первых Статья из рубрики монография, посвящена одному из первых советских истребителей И-2. 16 фото, чертеж — Михаил Маслов
  • Имя из списка забытых героев Статья о советском асе периода Великой Отечественной войны И.В.Кузнецове. 8 фото, окраски 5 самолетов — Сергей Вахрушев
  • На южных рубежах "холодной войны" Статья о действиях советских летчиков 17-й дивизии ПВО, прикрывавшей иранскую и афганскую границы. 8 фото, Окраски 4 летательных аппаратов — Игорь Сеидов
  • «Ястребы» Доновэна Берлина Первая часть, рассчитанной прежде всего на любителей стендового моделизма, статьи о семействе американских истребителей фирмы "Кертисс" Р-30 - Р-40. 12 фото, чертежи — Александр Котлобовский
  • Экспедиция "Украина - Северный полюс-2000". (Статья участницы экспедиции к Северному полюсу. 2 фото).
  • Панорама. ( Среди других материалов - сообщения о вручении сертификатов типа на самолеты Ан-140 и Ан-3).
  • Задача - управлять воздушным движением. (Статья о Государственном предприятии обслуживания воздушного движения Украины Украэрорух. 3 фото).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев