В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: Имя из списка забытых героев
(Сергей Вахрушев)


В ноябре 1942 г. 180-у полку было присвоено звание Гвардейский, и он стал
И.В.Кузнецов - курсант Батайской авиашколы
/Фото из семейного архива Кузнецовых/
именоваться 30-м ГИАП. К этому времени полк был перевооружен на американские истребители Р-39 "Аэрокобра". Однако И.В.Кузнецов, как свидетельствуют записи в личном деле, дополнительно освоил Як-1 и некоторое время летал на нем. Но перевооружался и противник. 3 марта 1943 г. "кобры" 30-го ГИАП в районе Курска встретили незнакомые тупоносые машины с крестами. "Мы летели двумя парами, когда чуть в стороне и ниже увидели шестерку немецких истребителей,- вспоминал Иннокентий Васильевич. - Чего тут не атаковать - всего по полтора фрица на брата, да и преимущество в высоте наше! Скомандовал я своему ведомому - и вниз. С первого захода завалил одного. Только смотрю - ведомого нет. Оказывается, я атаковал одну шестерку, а на моих товарищей свалилась сверху вторая шестерка и связала их боем. Остался я один против пятерых. Окружили они меня, как разозленные осы, грамотно так закрутили - и подожгли. Делать нечего - надо выходить из боя, тянуть к аэродрому. Только черта с два! Пристроились эти пятеро за моей горящей "коброчкой"
"Аэрокобра" 30-го ГИАП
/Архив В.Д.Романенко/
и расстреливают, как в тире. Один, особенно нахальный, почти в хвост сел - видно ждал, когда летчик с парашютом вывалится, чтобы очередью прошить. Как же стряхнуть его с хвоста? Резко сбрасываю газ, рву ручку на себя, самолет задирает нос, и скорость гасится. А фашист не успел среагировать. Вижу - он уже чуть впереди и внизу. Решением это назвать нельзя. Мелькнуло только: "На, мать твою!" - и камнем на него. Удар! Треск, жгучая боль по ногам...".

Из под купола парашюта Иннокентий видел как вниз осыпаются перемешавшиеся обломки двух самолетов. Так состоялось знакомство с новыми немецкими истребителями "Фокке-Вульф-190". Но бой на этом не закончился. "Подвешенный" летчик в горящем комбинезоне стал мишенью для немцев. Спасло то, что высота была уже небольшой. Однако, злоключения продолжались. Кузнецов приземлился на нейтральной полосе, вблизи вражеских окопов. Немцы тотчас же организовали группу захвата, и у Иннокентия с его израненными ногами и обширными ожогами шансов уйти почти не оставалось. Выручили наши артиллеристы. Они открыли заградительный огонь, причем стреляли снайперски - преследователей накрыли, а сидевшим в окопах гитлеровцам не давали и головы поднять. Подоспевшие "пехотинцы тащили на плащ-палатке, говорили, что видели таран и что немец не покинул падающий самолет - вместе с ним грохнулся...". После этого боя командир 30-го ГИАП Хлусович в первый раз ходатайствовал о представлении Кузнецова к званию Героя Советского Союза: "Командир эскадрильи тов. Кузнецов в 32 воздушных боях сбил лично 7 самолетов ... (4 бомбардировщика и 3 истребителя) и в группе - 15 самолетов противника. В проведенных 178 воздушных боях его эскадрильей сбито 78 самолетов противника". Это документ был "оставлен без последствий". Второй раз за награждение И.В.Кузнецова Золотой Звездой хлопотал в 1943 г. сам командующий 16-й Воздушной армией С.И.Руденко - и летчик получил... орден Отечественной войны и звание капитана. Третье ходатайство, поданное в 1944 г., также оказалось "замято".

Зато была получена самая неожиданная и необычная награда. Посетивший советскую передовую американский посол А.Гарриман передал от имени английского короля личный адрес, который для летчика ВВС РККА начинался до смешного непривычно: "Георг Шестой - Милостью Божьей Король Великобритании, Ирландии и Британских Доминионов, Защитник Веры, Император Индии и Основатель Самого Высшего Ордена Британской Империи приветствует Гвардии старшего лейтенанта* Иннокентия Васильевича Кузнецова...". И далее британский монарх ставил в известность советского летчика, что ему присваивается титул почетного члена указанного Высшего Ордена с вручением Рыцар ского креста. Этим награждением (в отличие от "Креста за летные заслуги") за победы, одержанные на "Харрикейне" и "Аэрокобре", Георг VI указал пример особой воинской доблести для своих верноподданных, которые не очень-то жаловали эти истребители. А вот для нашей военной бюрократии это был пример оперативности - указ был подписан в Сент-Джеймском дворце 19 ноября 1943 г., а уже в январе 1944 г. награда нашла своего героя на полевом аэродроме под Калинковичами. И еще. Обладателями Самого Высшего Ордена Британской Империи в СССР было всего семь (!) человек. В основном, маршалы и генералы.


* К тому времени уже капитану.

Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№3' 2000)

Содержание номера

  • Ан-7Х и А400М: соперничество продолжается Размышления о первых итогах европейского конкурс на средний военно-транспортный самолет. Содержит анализ ситуации, сложившейся в европейском тендере на единый транспортный самолет будущего после берлинского авиасалона 2000 года. Рассматриваются различные — Андрей Савенко
  • Африканский «Восход» Статья об ударах британской авиации по французским кораблям после капитуляции Франции в 1940 г. 8 фото, окраски 4 самолетов — Александр Подопригора
  • Верхом на козле Воспоминания военного летчика о трудностях, с которыми столкнулись курсанты Черниговского летного училищ при освоении МиГ-23 ранних модификаций. 5 фото, чертеж МиГ-23УБ — Валерий Золотарев
  • Военная авиация в начале XXI века Начало статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 16 фото, чертеж В-2Начало статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 16 фото, чертеж В-2 — Владимир Ильин
  • Второй среди первых Статья из рубрики монография, посвящена одному из первых советских истребителей И-2. 16 фото, чертеж — Михаил Маслов
  • Имя из списка забытых героев Статья о советском асе периода Великой Отечественной войны И.В.Кузнецове. 8 фото, окраски 5 самолетов — Сергей Вахрушев
  • На южных рубежах "холодной войны" Статья о действиях советских летчиков 17-й дивизии ПВО, прикрывавшей иранскую и афганскую границы. 8 фото, Окраски 4 летательных аппаратов — Игорь Сеидов
  • «Ястребы» Доновэна Берлина Первая часть, рассчитанной прежде всего на любителей стендового моделизма, статьи о семействе американских истребителей фирмы "Кертисс" Р-30 - Р-40. 12 фото, чертежи — Александр Котлобовский
  • Экспедиция "Украина - Северный полюс-2000". (Статья участницы экспедиции к Северному полюсу. 2 фото).
  • Панорама. ( Среди других материалов - сообщения о вручении сертификатов типа на самолеты Ан-140 и Ан-3).
  • Задача - управлять воздушным движением. (Статья о Государственном предприятии обслуживания воздушного движения Украины Украэрорух. 3 фото).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев