В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: «Ястребы» Доновэна Берлина
(Александр Котлобовский)


В начале 30-х гг. позиции недавнего монопольного поставщика истребителей для армии и флота США фирмы Curtiss Wright Corporation серьезно пошатнулись под напором конкурентов. В этой ситуации настоящим подарком судьбы для "парней из Буффало" оказался приход в компанию инженера Доновэна Берлина, бывшего конструктора фирмы Northrop. На новом месте он приступил к
Hawk-75A-2/A-3
/Чертеж А.В.Шпигунова/
работе в октябре 1934 г., а уже в марте следующего состоялась выкатка нового истребителя - цельнометаллического свободнонесущего низкоплана с закрытой кабиной, убираемым шасси и 14-цилиндровой двойной "звездой" Wright XR-160-5 в 900 л.с. Самолет нес традиционное для "Кертисс" название Hawk ("Ястреб") и порядковый номер 75. 15 мая 1935 г. эта машина совершила свой первый вылет.

В течение года были выпущены еще 2 прототипа с другими двигателями, получившие обозначения Curtiss 75A и 75B. Но на проведенном Армией США в апреле 1936 г. конкурсе победителем был признан истребитель Северского AP-1, а в Буффало разместили лишь "утешительный" заказ на три Curtiss 75E (Y1P-36), оснащенных двигателями Pratt&Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л.с. Эти самолеты поступили на войсковые испытания, итоги которых побудили Армию пересмотреть свое отношение к продукции "Кертисс" и заключить с компанией в июле 1937 г. контракт на крупную серию истребителей. Так в США началось крупномасштабное производство "семьдесят пятых", которое продолжалось до начала 1941 г. Берлин постоянно совершенствовал свое детище и, в частности, создал ряд удачных экспортных вариантов. В общей сложности, включая прототипы и лицензионные машины, было построено 1334 "Хок-75" следующих модификаций:

  • Curtiss Hawk 75L - 210 самолетов для армии США. 178 из них получили обозначение P-36A и оснащались двигателями R-1830-13, одним 12,7-мм
    Tomahawk--IIA
    /Чертеж А.В.Шпигунова/
    и одним 7,62-мм синхронными пулеметами. 32 экземпляра вошли в историю как P-36C и отличались от "родственников" двигателями R-1830-17 в 1200 л.с. и дополнительными двумя крыльевыми 7,62-мм пулеметами. 4 P-36A переоборудовали в опытные P-36B, XP-36D, XP-36E и XP-36F, на которых отрабатывались новые варианты силовой установки и вооружения. Десять P-36A в 1941 г. были поставлены по "ленд-лизу" в Бразилию.

  • Curtiss Hawk 75H - 2 демонстрационных экземпляра с двигателями Райт R-1820-G3 в 875 л.с., неубираемым шасси в обтекателях, 12,7-мм и 3-мя 7,62-мм пулеметами и держателями для 383-кг авиабомб. Один продали Китаю, где он был подарен женой Чан-Кайши генералу К.Ченнолту, а второй - в Аргентину. взбрыкивал.


Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№3' 2000)

Содержание номера

  • Ан-7Х и А400М: соперничество продолжается Размышления о первых итогах европейского конкурс на средний военно-транспортный самолет. Содержит анализ ситуации, сложившейся в европейском тендере на единый транспортный самолет будущего после берлинского авиасалона 2000 года. Рассматриваются различные — Андрей Савенко
  • Африканский «Восход» Статья об ударах британской авиации по французским кораблям после капитуляции Франции в 1940 г. 8 фото, окраски 4 самолетов — Александр Подопригора
  • Верхом на козле Воспоминания военного летчика о трудностях, с которыми столкнулись курсанты Черниговского летного училищ при освоении МиГ-23 ранних модификаций. 5 фото, чертеж МиГ-23УБ — Валерий Золотарев
  • Военная авиация в начале XXI века Начало статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 16 фото, чертеж В-2Начало статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 16 фото, чертеж В-2 — Владимир Ильин
  • Второй среди первых Статья из рубрики монография, посвящена одному из первых советских истребителей И-2. 16 фото, чертеж — Михаил Маслов
  • Имя из списка забытых героев Статья о советском асе периода Великой Отечественной войны И.В.Кузнецове. 8 фото, окраски 5 самолетов — Сергей Вахрушев
  • На южных рубежах "холодной войны" Статья о действиях советских летчиков 17-й дивизии ПВО, прикрывавшей иранскую и афганскую границы. 8 фото, Окраски 4 летательных аппаратов — Игорь Сеидов
  • «Ястребы» Доновэна Берлина Первая часть, рассчитанной прежде всего на любителей стендового моделизма, статьи о семействе американских истребителей фирмы "Кертисс" Р-30 - Р-40. 12 фото, чертежи — Александр Котлобовский
  • Экспедиция "Украина - Северный полюс-2000". (Статья участницы экспедиции к Северному полюсу. 2 фото).
  • Панорама. ( Среди других материалов - сообщения о вручении сертификатов типа на самолеты Ан-140 и Ан-3).
  • Задача - управлять воздушным движением. (Статья о Государственном предприятии обслуживания воздушного движения Украины Украэрорух. 3 фото).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев