В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: Военная авиация в начале XXI века
(Владимир Ильин)


Война на Балканах (март-июнь 1999 г.)
Даже в тяжелых современных условиях российская промышленность способна поставлять ВВС один-два Ту-160 в год
/Air Fleet/
стала дебютом самого современного в мире стратегического ударного самолета - малозаметного бомбардировщика В-2А "Спирит". Эти машины выполнили 50 боевых вылетов. В целом следует признать - дебют удался. На примере воздушных ударов по Сербии можно судить о том, как США намерены использовать свои малозаметные стратегические бомбардировщики в войнах XXI столетия. Основным оружием В-2А в ходе балканского конфликта были новейшие (официально еще не принятые на вооружение) КАБ типа JDAM (калибр 900 кг). Бомбометание выполнялось с высот порядка 12 км. Самолеты подходили к цели зигзагом, несколько раз кратковременно включая БРЛС, осуществлявшую картографирование местности по курсу в секторе 30""0"". Это позволяло более точно привязаться к местности, уточнить истинную высоту полета и местоположение цели (если она достаточно радиолокационно-контрастна), после чего при помощи системы управления вооружением GATS непосредственно перед бомбометанием внести коррекцию в системы самонаведения КАБ. В результате точность бомбовых ударов боеприпасами JDAM, по утверждению представителей ВВС США, удалось повысить с 13-14 до 6 м.

Продолжительность боевого вылета В-2А составляла, в среднем, 33 часа, при этом выполнялось три-четыре дозаправки в воздухе. В ходе подготовки к операции "Союзническая сила" один "Спирит" совершил экспериментальный беспосадочных перелет по маршруту Уайтмен-Гуам- Уайтмнен протяженностью 26600 км и продолжительностью 37 часов (средняя скорость - 720 км/ч), а на тренажере был совершен беспосадочный "полет" продолжительностью 44,5 ч. Был сделан вывод, что в случае необходимости бомбардировщик сможет находиться в воздухе 50 часов. Переносить столь длительные полеты экипажу В-2А, состоящему всего из двух человек, помогает высокий уровень автоматизации, хорошо продуманная эргономика кабины, а также специальное оборудование, включающее такие "маленькие радости", как химический туалет, спинки катапультных кресел с вибромассажерами и меню бортпайка, составленное с учетом вкусов конкретного летчика. В то же время эксперты конгресса США, подготовившие доклад об использовании В-2А в боевых действиях на Балканах, на основе опроса летчиков отметили, что приборное оборудование кабины этого самолета не лишено ряда недостатков, повышающих утомляемость экипажа и затрудняющих его ориентирование в боевой обстановке.

В-2А, относящийся к третьему поколению "стелсов",
Northrop Grumman B-2.
/Чертёж А.В.Хаустовa/
имеет эффективную поверхность рассеяния (ЭПР - величину, характеризующую радиолокационную заметность объекта) меньшую, чем "стелс" второго поколения F-117A "Найт Хоук" (к первому поколению "стелсов" американцы относят SR-71, а также ряд разведывательных беспилотных самолетов). По различным оценкам, минимальная величина ЭПР В-2А в курсовой плоскости имеет порядок 0,1 м2, что соответствует ЭПР крупной морской птицы. Кроме того, конфигурация планера "Спирита" обеспечивает малозаметность в большем диапазоне курсовых углов, чем у "Найт Хоука", а большая высота полета над целью позволяет "вывести за скобки" многие средства ПВО противника (в частности, малокалиберную зенитную артиллерию и ПЗРК).

Темно-серый, мантообразный "Спирит", смотрелся в ночном небе Балкан весьма эффектно (во всяком случае, на фотографиях, опубликованных зарубежными журналами). Однако следует обратить внимание на тот факт, что В-2А - наиболее дорогостоящие в мире боевые самолеты (стоимость одной машины 997 млн. USD, т.е. треть стоимости атомного авианосца) - имели над Сербией весьма солидное авиационное прикрытие, включавшее наряд сил из истребителей F-15C и машин радиоэлектронной борьбы ЕА-6В при мощнейшей информационной поддержке самолетов ДРЛО Е-3, а также радиолокационной разведки и управления Е-8. Хочется подчеркнуть, что такая тактика противоречит принципу использования малозаметных самолетов - действовать в одиночку, без привлечения машин других типов, способных демаскировать "стелс". Кроме того, как минимум, вдвое возрастала цена одного боевого вылета бомбардировщика. Требовалась и весьма тонкая работа по согласованию действий множества разнотипных самолетов, базировавшихся на разных континентах и принадлежащих различным родам войск. Это не могло не сказаться на оперативности боевого применения B-2A, а также обеспечении требуемого режима секретности. Однако американцы (особенно после потери первого F-117), вероятно, в большей мере полагались на мощь прикрытия, а не на способность "Спирита" оставаться незаметным для противника.

В-2А, участвовавшие в боевых действиях, были оснащены пассивной оборонительной системой радиоэлектронной разведки и управления средствами РЭБ DMS (Defensive Management System) Локхид Мартин Федерал Системс AN/APR-50. Эта, в значительной мере, компромиссная система была установлена на бомбардировщики вместо "штатного" комплекса РЭБ Нортроп ZSR-62, в полной мере соответствующего принципам технологии "стелс" (его разработка была прекращена по финансовым и техническим причинам еще в 80-е гг.). Система DMS обеспечивает экипаж бомбардировщика информацией о ранее известных средствах ПВО противника, наложенной на цифровую карту местности, что образует геоинформационную систему с указанием зон поражения комплексами противовоздушной обороны в зависимости от профиля полета самолета. Аналогичным образом экипажу представляется информация и о вновь обнаруженных в ходе боевого вылета источниках радиолокационного излучения, что позволяет уклоняться от огня малокалиберной зенитной артиллерии и ЗРК, в том числе и при маловысотном полете. Впрочем, последний режим, предназначенный для преодоления мощной российской ПВО, в Югославии не использовался.


Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№3' 2000)

Содержание номера

  • Ан-7Х и А400М: соперничество продолжается Размышления о первых итогах европейского конкурс на средний военно-транспортный самолет. Содержит анализ ситуации, сложившейся в европейском тендере на единый транспортный самолет будущего после берлинского авиасалона 2000 года. Рассматриваются различные — Андрей Савенко
  • Африканский «Восход» Статья об ударах британской авиации по французским кораблям после капитуляции Франции в 1940 г. 8 фото, окраски 4 самолетов — Александр Подопригора
  • Верхом на козле Воспоминания военного летчика о трудностях, с которыми столкнулись курсанты Черниговского летного училищ при освоении МиГ-23 ранних модификаций. 5 фото, чертеж МиГ-23УБ — Валерий Золотарев
  • Военная авиация в начале XXI века Начало статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 16 фото, чертеж В-2Начало статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 16 фото, чертеж В-2 — Владимир Ильин
  • Второй среди первых Статья из рубрики монография, посвящена одному из первых советских истребителей И-2. 16 фото, чертеж — Михаил Маслов
  • Имя из списка забытых героев Статья о советском асе периода Великой Отечественной войны И.В.Кузнецове. 8 фото, окраски 5 самолетов — Сергей Вахрушев
  • На южных рубежах "холодной войны" Статья о действиях советских летчиков 17-й дивизии ПВО, прикрывавшей иранскую и афганскую границы. 8 фото, Окраски 4 летательных аппаратов — Игорь Сеидов
  • «Ястребы» Доновэна Берлина Первая часть, рассчитанной прежде всего на любителей стендового моделизма, статьи о семействе американских истребителей фирмы "Кертисс" Р-30 - Р-40. 12 фото, чертежи — Александр Котлобовский
  • Экспедиция "Украина - Северный полюс-2000". (Статья участницы экспедиции к Северному полюсу. 2 фото).
  • Панорама. ( Среди других материалов - сообщения о вручении сертификатов типа на самолеты Ан-140 и Ан-3).
  • Задача - управлять воздушным движением. (Статья о Государственном предприятии обслуживания воздушного движения Украины Украэрорух. 3 фото).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев