В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: Второй среди первых
(Михаил Маслов)


Изготовление И-2 началось 1 февраля 1924 г. Из дальнейших событий известны немногие, главным образом скандальное разбирательство 1924-25 гг., когда вовсю шли
И-2
/Архив М.Маслова/
испытания И-2 и ИЛ-400, и встал вопрос об авторстве на эти самолеты. Причем возбуждение вопроса велось в том смысле, каковой мог появиться лишь в условиях рабоче-крестьянского государства. Налицо была попытка "окоммунить", т.е. обезличить процесс творчества, сделать самолет коллективным продуктом, лишенным не только авторства, но и ответственности. В случае с группой конструкторов, работавших над ИЛ-400, так и произошло. Связываться с советской бюрократией Поликарпов и его коллеги не стали и передали все права на самолет авиазаводу N1.

Когда разбирательство добралось до установления авторства на И-1 и И-2 (а дело дошло до третейского суда), Григорович заявил буквально следующее: "Самолеты И-1 и И-2 от первоначального замысла и до
И-2бис с изменённым капотом
/Чертеж М.Маслова/
мельчайших деталей проработаны мною при ближайшем участии инженеров А.Н.Сидельникова и В.Л.Корвина, при сотрудничестве чертежника Шварца, Никитина и, в меньшей степени, других. Инженером Калининым В.В. были сделаны эскизы бензиновой помпы и бензопроводов, но применения не нашли, инженер Крылов А.А. работал над деталями управления по эскизам Григоровича". Оппонентами Дмитрия Павловича выступали инженеры Сутугин, Успасский, Широков. Григоровичу припомнили, что он в период работы уезжал в Ленинград, что, пользуясь положением технического директора ГАЗ N1, которым он стал осенью 1923 г., оттеснял на задний план товарищей по группе, что руководство проектированием и постройкой самолетов вел поверхностно, а что касается оригинальности замысла, то схема, дескать, самая обычная и ничего оригинального не несет. Однако директор уступать своего лидерства не собирался и довел спор до конца в свою пользу. Он представил все первоначальные эскизы, черновики расчетов и заводские синьки окончательного вида самолетов И-1 и И-2. В конце концов, учитывая его авторитет и общепризнанный опыт, но более всего - упорство в деле отстаивания своих прав, авторство признали за Д.П.Григоровичем.

Изготовление опытного И-2 велось в достаточно спокойном темпе - самолет был готов 6 сентября 1924 г. После осмотра комиссией НК УВВС и наземных проб двигателя И-2 допустили к летным испытаниям, а 4 ноября летчик А.И.Жуков впервые поднял машину в воздух. Общее впечатление пилота было благожелательным, он отметил хорошую управляемость, малый разбег на взлете и легкость выполнения посадки. Следующие полеты на пилотаж, достижение максимальной скорости и потолка привели к необходимости некоторой регулировки установки несущих и
Авария И-2бис Ленинградского военного округа. Начало 30-х гг.
/Архив Г.Ф.Петрова/
рулевых поверхностей, систем управления самолетом и двигателем. Как это обычно бывает, самолет начали улучшать. В результате Александр Жуков заявил, что самолет ему не так уж приятен - на малом газу произвольно задирает нос, при даче газа проявляет тенденцию к пикированию. После шестого полета Жуков просто отказался продолжить испытания.

19 ноября 1924 г. И-2 облетали М.М.Громов и В.Н.Филиппов, которые, наоборот, самолет хвалили и никаких ненормальностей его поведения в воздухе не отмечали. Одновременно эти два рослых пилота категорически забраковали кабину самолета как тесную и неудобную. Действительно, пока летал Жуков, а он был небольшого роста, это обстоятельство замечено не было. Довольно едко в этом отношении высказался Филиппов: "Кабина на опытном самолете И-2 рассчитана на гнома, но ни в коем случае не на нормального мужчину. Сесть в нее можно только боком, приборная доска очень близко... Несмотря на хорошие летные качества, смотреть на самолет можно только как на рекордную скоростную машину".


Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№3' 2000)

Содержание номера

  • Ан-7Х и А400М: соперничество продолжается Размышления о первых итогах европейского конкурс на средний военно-транспортный самолет. Содержит анализ ситуации, сложившейся в европейском тендере на единый транспортный самолет будущего после берлинского авиасалона 2000 года. Рассматриваются различные — Андрей Савенко
  • Африканский «Восход» Статья об ударах британской авиации по французским кораблям после капитуляции Франции в 1940 г. 8 фото, окраски 4 самолетов — Александр Подопригора
  • Верхом на козле Воспоминания военного летчика о трудностях, с которыми столкнулись курсанты Черниговского летного училищ при освоении МиГ-23 ранних модификаций. 5 фото, чертеж МиГ-23УБ — Валерий Золотарев
  • Военная авиация в начале XXI века Начало статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 16 фото, чертеж В-2Начало статьи о развитии боевой авиации различных стран мира в течении ближайших 20 лет. 16 фото, чертеж В-2 — Владимир Ильин
  • Второй среди первых Статья из рубрики монография, посвящена одному из первых советских истребителей И-2. 16 фото, чертеж — Михаил Маслов
  • Имя из списка забытых героев Статья о советском асе периода Великой Отечественной войны И.В.Кузнецове. 8 фото, окраски 5 самолетов — Сергей Вахрушев
  • На южных рубежах "холодной войны" Статья о действиях советских летчиков 17-й дивизии ПВО, прикрывавшей иранскую и афганскую границы. 8 фото, Окраски 4 летательных аппаратов — Игорь Сеидов
  • «Ястребы» Доновэна Берлина Первая часть, рассчитанной прежде всего на любителей стендового моделизма, статьи о семействе американских истребителей фирмы "Кертисс" Р-30 - Р-40. 12 фото, чертежи — Александр Котлобовский
  • Экспедиция "Украина - Северный полюс-2000". (Статья участницы экспедиции к Северному полюсу. 2 фото).
  • Панорама. ( Среди других материалов - сообщения о вручении сертификатов типа на самолеты Ан-140 и Ан-3).
  • Задача - управлять воздушным движением. (Статья о Государственном предприятии обслуживания воздушного движения Украины Украэрорух. 3 фото).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев