В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: «Испанец» с Кубани
(Михаил Пруцаков и Владимир Литвиненко)


И.Еременко в кабине И-15 после возвращения из боя, в котором сбил Не 111. Испания, 25 июля 1937 г.
/Архив М.Пруцакова/
К середине октября на аэродроме Гарапинильос под Сиснеросом франкисты сосредоточили очень много авиационной техники (в том числе новые "Мессершмитты"), а также огромное количество ГСМ и запасных частей. Если бы аэродром продолжал функционировать нормально, то это могло бы привести к провалу намечавшегося через полтора-два месяца наступления на Теруэль. Чтобы вывести авиабазу из строя, Птухин, Еременко, Агальцов и Лазарев спланировали операцию, которую, пожалуй, следует считать самой яркой страницей боевой деятельности Ивана Трофимовича в Испании. 15 октября он непосредственно руководил осуществлявшей удар авиагруппой, включавшей пять эскадрилий И-16 и И-15. Основную задачу выполняли возглавляемые Серовым и Гонсалесом Чендосвиндо две эскадрильи "чатос", самолеты которых несли по четыре 10-кг бомбы. Истребители сделали шесть заходов на цель, уничтожив и повредив более 70 самолетов. Была взорвана большая часть складов ГСМ и боеприпасов, сгорели многие другие объекты. Кроме того, после окончания штурмовки группа обнаружила и расстреляла вражескую автоколонну.

Сражение за Теруэль развернулось в
И-15 л-та Хосе Фалько, сбившего 6.02.1939 г. два Bf 109B
/Архив А.В.Котлобовского/
середине декабря. Поначалу оно развивалось благоприятно для республиканцев. Задачей группы Еременко в те дни было сопровождение бомбардировщиков. 15 декабря, во время очередного вылета, капитан встретился с тремя Bf 109 и сбил один из них. Однако двое оставшихся серьезно сели на хвост. Пришлось изрядно повертеться, прежде чем на помощь подоспели Моркильяс и Короуз. 24 декабря Теруэль был взят. По решению военного министра республики Прието часть истребителей была отведена на аэродромы Центрального и Арагонского фронта. Однако всего через пять дней Теруэль вновь захватили войска Франко, и вокруг него опять разгорелись жаркие бои как на земле, так и в воздухе.

На родину Еременко отправился в конце января. За его плечами остались 348 боевых вылетов, многие десятки воздушных боев и 12 официальных побед. Он был удостоен звезды Героя Советского Союза, стал кавалером двух орденов Красного Знамени. По возвращении в СССР карьера Еременко резко пошла вверх: он получил звание комбрига и был назначен командиром 95-й авиабригады, базировавшейся в Баку, а в июне уже стал командующим ВВС Московского военного округа. Совсем еще молодой боевой комбриг не лизал сапог начальству и не выступал ревностным сторонником "чисток". Напротив, он всегда старался защитить и своих подчиненных, и тех людей, в чью невиновность верил.


Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№2' 2000)

Содержание номера

  • МиГ-23: долгий путь к совершенству Статья из рубрики "Монография". 65 фото, окраски 4 самолетов, чертежи в масштабе 1:72 — Владимир Ильин
  • Таинственный «таракан» Гроховского Статья посвящена малоизвестным разработкам Особого конструкторско-производственного бюро ВВС РККА (середина 30-х годов), в том числе - опытному истребителю-бесхвостке Г-39 "Кукарача". 1 фото — Александр Соловьев
  • Харриер - хищная птица Фолкленд. "Харриеры" против морских целей. Две статьи, посвященные участию британских самолетов вертикального взлета и посадки "Харриер" в Англо-Аргентинском конфликте за Фолклендские острова. 8 фото, окраски 4 самолетов, чертежи в масштабе 1:72 — Алексей Заболотный
  • «Испанец» с Кубани Окончание статьи (начало - в "АиВ", N1`2000) об асе гражданской войны в Испании, советском авиационном командире И.Т.Еременко. 7 фото — Михаил Пруцаков и Владимир Литвиненко
  • Панорама. (Среди других материалов - информация о ходе сертификационных испытаний Ан-3 и Ан-140, последнем полете украинского Ту-160.)
  • Хроника тяжелых летных происшествий за январь-март 2000 г.
  • "Чато" Поликарпова. Самолет и модель. (Ориентированный на любителей стендового моделизма рассказ о знаменитых истребителях И-15, И-15бис и стендовых моделях этих самолетов. 5 фото, окраски 5 самолетов, чертежи в масштабе 1:72).
  • ХАИ исполнилось 70. (Интервью с проректором Харьковского государственного аэрокосмического университета (ХАИ) проф. О.Е.Федоровичем).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев