В начало   [ Панорама ] [ Архив ] [ Подписка ] [ Поиск ] [ О журнале ] [ Наши партнёры ]    [ English
Фрагмент статьи: МиГ-23: долгий путь к совершенству
(Владимир Ильин)


В целом, истребители ВВС Сирии с 6
"23-11/1" во время заводских испытаний
/Архив Г.Ф.Петрова/
по 12 июня (когда было официально заключено соглашение о прекращении огня) уничтожили в воздушных боях 42 самолета ВВС Израиля (в том числе, как минимум, пять F-15A и шесть F-16A), а также один ДПЛА, потеряв при этом 47 машин (четыре МиГ-23МС, шесть МиГ-23МФ, а также 26 МиГ-21бис и 11 МиГ-21МФ). Кроме того, израильским истребителям F-16A удалось уничтожить семь истребителей-бомбардировщиков Су-22М и несколько МиГ-23БН.

Некоторый перевес в воздушных боях в пользу Израиля можно объяснить, кроме разницы в боевых возможностях авиационной техники, более широким использованием самолетов ДРЛО и РЭБ, лучше отработанной тактикой боевого применения истребительной авиации, а также более высокой летной и тактической подготовкой израильских летчиков-истребителей. Кроме того, израильские наблюдатели отмечали и низкий моральный уровень сирийских летчиков, некоторые из которых "летали так, словно ожидали, что их вот-вот собъют" (впрочем, последние утверждения, возможно, относятся к области "психологической войны").

Оценивая результаты боевого применения истребителей в боях над долиной Бекаа, один "крупный израильский военачальник" (пожелавший остаться инкогнито) в интервью журналу Flight International, касаясь оценки самолета МиГ-23, заявил: "Мое мнение... таково: советские самолеты очень хороши, судя по тому, что мы знаем об их возможностях и что видели на практике. Однако сирийские летчики часто действовали не тогда, где нужно, и не там, где нужно...."

Однако несмотря на в целом благоприятный для Сирии итог боев 9-11 июня, США сумели добиться выдающейся победы в "информационной войне", успешно проведя широкомасштабную пропагандистскую кампанию, направленную в первую очередь против Советского Союза.
МиГ-23МЛД из 894-го ИАП ВВС Украины. Озерное, конец 90-х гг
/Художник В.В.Мильяченко/
Данные о потерях в Ливане, опубликованные в Израиле, где утверждалось об уничтожении в воздушных боях 102 сирийских самолетов и о потере всего одной своей машины, сбитой огнем с земли, носили ярко выраженный пропагандистский характер. Однако итоги этой войны "широкой мировой общественности" стали известны почти исключительно из сообщений американских информационных агентств, практически полностью повторивших информацию израильских источников.

Нет ничего удивительного в том, что израильтяне, мягко говоря, приуменьшили свои потери и завысили урон, нанесенный противнику: в конце концов, война есть война, а каждый историк знает, что сообщения "Совинформбюро", германского министерства пропаганды или сводки американского командования - малоподходящие источники для изучения хода войны 1941-45 гг. Однако США сумели использовать свою самую мощную в мире пропагандистскую машину для дискредитации авиационной промышленности СССР, а также продвижения на мировой рынок своей авиационной техники, в частности, истребителей F-16, которым создавалась репутация "убийц МиГов". В подобных условиях израильские победные реляции, умело обыгранные в США, оказались отличным подарком американским авиастроительным фирмам.

Впрочем, следует заметить, что серьезные западные специалисты неоднократно
МиГ-23МЛД
/Чертёж С.Л.Полетаева/
подвергали сомнениям израильские данные. Так, др. Дж.Чорба, президент Вашингтонского центра международной безопасности, посетив Израиль по поручению американского правительства сразу же после окончания боевых действий в Ливане, признался, что ему отказались предоставить сколько-нибудь конкретную информацию о применении в боевых действиях "новых образцов американского оружия". Робкие попытки советских властей через агентство ТАСС опровергнуть израильскую версию боев в Ливане и "спасти лицо" отечественного авиапрома оказались запоздалыми и неумелыми: заявление ТАСС от 15 августа 1982 г. о том, что "в ходе боевых действий над долиной Бекаа сирийскими вооруженными силами было уничтожено около 70 израильских самолетов, в том числе и машины новейших типов", осталось практически незамеченным ни за рубежом, ни в СССР.


Полный текст статьи вы сможете прочитать в бумажной версии номера (№2' 2000)

Содержание номера

  • МиГ-23: долгий путь к совершенству Статья из рубрики "Монография". 65 фото, окраски 4 самолетов, чертежи в масштабе 1:72 — Владимир Ильин
  • Таинственный «таракан» Гроховского Статья посвящена малоизвестным разработкам Особого конструкторско-производственного бюро ВВС РККА (середина 30-х годов), в том числе - опытному истребителю-бесхвостке Г-39 "Кукарача". 1 фото — Александр Соловьев
  • Харриер - хищная птица Фолкленд. "Харриеры" против морских целей. Две статьи, посвященные участию британских самолетов вертикального взлета и посадки "Харриер" в Англо-Аргентинском конфликте за Фолклендские острова. 8 фото, окраски 4 самолетов, чертежи в масштабе 1:72 — Алексей Заболотный
  • «Испанец» с Кубани Окончание статьи (начало - в "АиВ", N1`2000) об асе гражданской войны в Испании, советском авиационном командире И.Т.Еременко. 7 фото — Михаил Пруцаков и Владимир Литвиненко
  • Панорама. (Среди других материалов - информация о ходе сертификационных испытаний Ан-3 и Ан-140, последнем полете украинского Ту-160.)
  • Хроника тяжелых летных происшествий за январь-март 2000 г.
  • "Чато" Поликарпова. Самолет и модель. (Ориентированный на любителей стендового моделизма рассказ о знаменитых истребителях И-15, И-15бис и стендовых моделях этих самолетов. 5 фото, окраски 5 самолетов, чертежи в масштабе 1:72).
  • ХАИ исполнилось 70. (Интервью с проректором Харьковского государственного аэрокосмического университета (ХАИ) проф. О.Е.Федоровичем).

    Все права защищены © журнал "АиВ" 1995-2013  
Дизайн "ASAvia" 2002-2013, webmaster Novikov.ua  
Украина, Киев